Краснодар. Зима 2021 года
—
Дед, не притворяйся, что спишь. Знаю, ты
меня слышишь.
Неугомонное
десятилетнее создание по имени Тимофей
и по должности — внук, бесцеремонно
лишило меня укрытия. То бишь, скрывающей
моё лицо газеты «Кубанские вечера».
—
Читать надо сидя, а не лёжа. Глаза
испортишь. И, вообще, пора уже переходить
на электронный вариант, — Тимоха протянул
мне планшет. — Тут и газеты, и фотографии,
и всё, что хочешь. Кстати, почему фотку
этого дома с непонятной мемориальной
доской на фасаде ты пометил флажком,
как важную?
—
Потому, что она установлена на доме,
построенном через двадцать один год
после смерти Тропинина, — сонно ответил
я, осознавая, что с любимой мною дневной
дремотой на сегодня покончено.
Тимоха
с минуту чесал затылок, а потом выпалил:
—
И чего? И кто такой Тропинин? Строитель
домов, что ли?
—
Крепостной, — буркнул я, пытаясь
окончательно переместится из царства
Морфея* в непривычный для Краснодара
снежный и морозный полдень.
—
Дед, совсем запутал. Где это видано,
чтобы крепостным мемориальные таблички
устанавливали? Тогда бы у нас на каждой
хате по доске прибито было.
—
Академикам положено, — протирая очки,
всё ещё сонно отвечаю я.
***
Поднявшись
и, заставив тело смириться с судьбой и
сделать несколько физкультурных
упражнений, я ждал очередного шквала
вопросов от неугомонного потомка. Но
их не последовало.
Внук
сорвался с места и исчез. Было слышно,
как в соседней комнате он сопит и, переставляя стул, пытается достать книгу
с верхней полки нашей ГДРовской стенки.
—
Его работа? — Тимоха протягивает
раскрытый толстенный фолиант с
репродукцией портрета Пушкина.
—
Да. Он за свою жизнь написал их около
трёх тысяч, сохранив для потомков лица
московской знати, купцов и интеллигентов.
Считался лучшим портретистом страны.
—
Крепостной? — руки Тимофея опять
потянулись к давно не стриженной шевелюре
(коронавирус, будь он неладен, —
парикмахерские, на радость внука,
закрыты).
—
Дед, я же твой родственник? Близкий?
—
Допустим? А это к чему?
—
Значит, ты, как и я, шоколад любишь. Тайно,
конечно, чтобы бабушка не заругала.
—
Тимофей, не чеши правой рукой левое ухо.
О художнике говорим. Любил ли он шоколад,
не знаю. Судя по автопортрету, употреблял.
—
Тогда заключаем the agreement или по-русски
— соглашение. Я тебе пол шоколадки из
новогоднего подарка, а ты рассказываешь,
что знаешь, про этого Тропинина. Идёт?
19
марта 1776 года. Село Карпово Новгородской
губернии.
—
То, что ребёночек мужеского пола
народился, это прекрасно, — Андрей
Иванович Тропинин нежно погладил
супругу. — Барин наш Карпово, в качестве
приданого дочке, отписывает военачальнику
Моркову.
—
Ой, — женщина встрепенулась и заплакала.
—
Да не убивайся так, дурёха. Что Бог не
делает, всё к лучшему. Запамятовала, что
ль? Прежний хозяин, граф Миних за исправную
службу мужу твому даровал вольную. По
всему выходит, что новый барин старостой
назначит, коль я никуда не уезжаю, а
здеся остаюсь. А там, гляди, ежели нареканий
не будет, то и управляющим поставит.
Заживём тогда! Бог даст, малышу нашему
образование исхлопочим. Вольную на тебя
и на него получим!
1798
год
Генерал-лейтенант
Ираклий Иванович Морков морщился, рассматривая рисунки, выполненные сыном
управляющего. — Копии лубков, гравюр.
Фи?
—
А вот ещё, извольте полюбопытствовать?
— Андрей Иванович протянул барину
расписунки предметов обихода для вышивок
нитками или бисером. — Ему бы в город,
да учиться на художника.
—
Толку не будет! Вот мой ответ. Но ежели
образование желаешь сыну дать, из
уважения к тебе оплачу. Пусть едет в
Петербург и учится.... На кондитера. В
имении такой мастер завсегда сгодится.
Отпишу письмецо графу Завадскому, чтобы
приютил. Чай, отрок много места не займёт.
***
Юноша
нерегулярно, но всё же брал уроки у
художника, обучающего сына Завадского.
Однажды
рисунки молодого Василия Тропинина
попались на глаза двоюродному брату
Моркова, и тот, не мешкая, начал хлопотать
за юное дарование.
***
Судьба
крепостного кондитера изменилась. Начал
он посещать уроки в столичной Академии
художеств. Правда, вольнослушателем.
Рисунки его были признаны успешными. А
по сему отныне разрешили ему посещать
занятия до самого окончания курсов.
Кабинет
генерала Моркова
—
Опять с ходатайством за сына, — Ираклий
Иванович топнул ногой. — Андрей Иванович, я тебя уважаю, как управляющего, но это
не основание давать вольную отпрыску!
Пусть возвращается сюда. Так уж и быть,
позволю ему служить домашним живописцем.
Согласись, это занятие много лучше, чем
землепашество.
—
Но ведь сам профессор Московского
университета отмечает способности и
просит...
—
Сказал — нет! Значит — нет! Иных дел у
тебя, что ли, не имеется? Ступай отсель, пока не рассерчал окончательно!
Подолье,
имение Кукавка
По
возвращении Василию Андреевичу поручили
исполнять обязанности повара-кондитера
и личного лакея графа одновременно.
Художник пал духом. Молодому человеку
претило и одно, и другое занятие. А по
сему с радостью принял известие о
назначении его руководителем работ по
восстановлению старой церкви в далёкой
Малороссии. Отныне он мог по собственному
усмотрению распоряжаться временем.
***
Художник
женился. Венчание проходило в
реконструированной церкви. Супруга,
Аннушка — из местных, вольная селянка.
Однако по законам Российской Империи,
выйдя замуж за крепостного, получала
статус мужа и становилась, как и он, —
крепостной! Морков с большим удовольствием внёс новоиспечённую холопку в ревизские
сказки***.
***
Работы
Тропинина пользовались всё большей
популярностью. Узнав об этом, барин
никаких козней не строил. Наоборот, ему
льстило, что холоп стал известной
личностью.
1807
год. Москва
Чета
Тропининых вслед за хозяином и его
семейством перебралась во вторую
столицу. Заказов на портреты становилось
больше, но статус художника оставался
прежним.
***
В
этот день генерал давал обед в честь
именитого француза, посетившего Москву.
Василия
Андреевича бесцеремонно оторвали от
работы — написания семейного портрета.
Велели лично прислуживать именитому
гостю.
За
ужином, вместо умиления увиденным,
француз неожиданно рассыпался в
комплиментах к лакею. К немалому удивлению
хозяев, поднялся и предложил слуге стул.
***
После
этого случая, друг семьи генерала опять
завёл разговор о вольной для художника.
—
Право слово, перед просвещённой Европой
неудобно. Известный человек и всё ещё
крепостной.
—
И не проси. Возможно, в будущем. Но не
сейчас. А чтобы французы головой не
качали, я Тропинина сей же час освобождаю
от обязанностей прислуживания за столом.
Пусть сидит в каморке. Малюет портреты.
Знатным людям, да и нам с тобой на
радость.
1812
год. Село Шальвиевка, усадьба Моркова
в четырех верстах от Кукавки
Граф
с трудом разомкнул веки.
—
Эй, кто там брякает, ни свет не заря? Вот
велю выпороть на конюшне! — хотел граф
ещё крикнуть в распахнутое окно, но
осёкся, ибо тишину украинского утра
нарушали заливавшиеся колокольчики
фельдъегерской службы.
—
Не извольте серчать, барин, — донеслось
со двора. — Аж с Петербурга без продыху
скачем. Письмо государево велено
доставить. Сургучной печатью самого
Александра Первого скреплено! Извольте
получить и расписаться туточки.
***
«Приказ»,
— прогнав окончательно сон, прочитал
генерал.
«Согласно
выбора Дворянского собрания, назначаю
Моркова Ираклия Ивановича начальником
московского ополчения... Надлежит
незамедлительно прибыть к месту несения
службы!»
***
—
Василий, — барин смотрел на крепостного,
как на солдата-рекрута****, которому
предстоит отправляться на вражеский
редут и умереть героем. — Император
изволил назначить твоего господина
руководить Московским ополчением.
Отбываю немедля. На тебя же оставляю
всё! — Морков развёл руки в стороны. —
Более такое поручить мне не кому. Доверяю
всецело. А посему без промедлений изволь
годами нажитое погрузить в обозы и
следовать прямиком в белокаменную.
Доставь пожитки в целости туда, куда
укажу при нашей новой встрече. Да убережёт
путь долгий от лихих людей и тем паче
от встречи с врагом.
В
глазах хозяина блеснули предательские
слезинки и он, не попрощавшись, покинул
кабинет.
1813
год
В
древней столице жизнь восстанавливалась.
Возвращались беженцы. За ними из дальних
стран потянулись и ополченцы. Отстроили
после пожара барский дом. Граф призвал
сюда семейство Тропининых. Художник с
соизволения хозяина вновь занялся
живописью. В барском доме у него даже
появилась мастерская. В ней он писал
портреты хозяев, родственников семьи
и дворян. Последние, следуя модному
веянию, создавали в отстроенных заново
домах галереи. Дабы побыстрее забыть о
полотнах, исчезнувших в московском
пожаре. За именитыми людьми в мастерскую
потянулись и купцы. Заказы сыпались,
как из рога изобилия. Приезжали из
ближних и дальних городов.
Столица
Российской Империи. Мастерская Карла
Брюллова.
У
двери настойчиво зазвенел колокольчик.
Знаменитый художник с явной неохотой
отложил палитру и кисти. Кинул взгляд
на прерванную работу. Посмотрел на часы,
затем в тетрадь с текущими записями. На
это время никому на предмет позирования
назначено не было.
Брюллов
бросил стоящему поодаль ученику:
—
Ступай, отопри. И поинтересуйся сразу
же. Ежели из Москвы, и изволят портрет
закатать, молви, что это не ко мне! Пущай
поспешают назад. В белокаменной
превосходнейший портретист проживает.
Посылай, невзирая на мундиры и звания
к Тропинину. К Василию Андреевичу. И
вели поклон от меня передавать!
Английском
клуб**
Случилось
так, что граф крупно проигрался в карты.
Сей же час погасить долг не смог. На
помощь пришёл некто по фамилии Дмитриев.
—
Любезный Ираклий Иванович, позволю себе
предложить сделку. Вы тут же, не вставая
из-за стола подпишите вольную придворному
художнику, а я незамедлительно погашаю
образовавшийся долг.
Граф
категорически отказался. Отпустить
гения было выше его сил. От позорного
изгнания из клуба выручили друзья. Дали
денег.
1823
год. Пасхальные праздники
За
спиной генерала шушукались.
—
Портретисту сорок семь лет! А он всё ещё
крепостной, это нонсенс. Наполеона более
десяти лет назад победили. Европу
освободили, а у себя дома подобное
терпим! Давайте ежедневно будем
высказывать Моркову недовольство!
Не
раз хлопотал за Тропинина коллекционер
— Павел Петрович Свиньин. Морков обещал
подумать. Однако раз за разом откладывал
подписание вольной бумаги.
Человеческие
качества и талант крепостного ценил
высоко. Расставание с ним расценивал
почти как смерть родственника.
Однако же, скрепя сердце, и в качестве
пасхального подарка, подписал. Но только
лично ему. Жена Тропинина и сын Арсений
оставались в крепостной зависимости
ещё долгих пять лет.
***
В
сентябре за представленные в Академию
живописные работы — «Портрет Скотникова»,
«Кружевница» и «Старик-нищий» портретисту
было присвоено звание «Назначенного в
академики»*****.
Краснодар.
Зима 2021 год
В
комнату вошла земной ангел-хранитель
внука и самая любящая бабушка на свете.
—
Мужчины, извините, что вмешиваюсь, но
не могу не показать это, — положила на
стол красочный буклет.
—
«Феодосийская картинная галерея им.
И.К. Айвазовского. Персональная выставка
Анны Давыдченко, члена Союза художников
России», — вслух прочитал я и с недоумением
уставился на супругу.
—
На немой вопрос отвечаю. Судьба художницы
не менее увлекательна, чем горячо
обсуждаемого здесь — Тропинина. Начну
с того, что Анна потомок графа Ираклия
Моркова. Более того, семья генерала была
богата талантами. К этому роду имеют
прямое отношение известные мастера
кисти: заслуженные художники Украины
Николай Бортников и Татьяна Кузнецова.
Можете отыскать их удивительные биографии
на сайтах о творчестве художников-фронтовиков.
—
Однако... — попытался возразить я.
Но
жена ласково закрыла мне пальцем уста
и продолжила:
—
Анна Давыдченко после окончания училища
работала реставратором в галерее
Айвазовского. Ты помнишь лихие девяностые?
Я
кивнул, не решаясь задать вертящийся
на языке вопрос.
—
Так вот, в эти нелёгкие годы Анна
Владимировна занималась организацией
детской художественной школы имени
Волошина, в которой и стала преподавать
живопись и композицию, параллельно
учась в Крымском гуманитарном университете.
Спустя девять лет её работа «Я тоже
кошка» попала в первую десятку из двухсот
принятых к рассмотрению на Международной
выставке «Слезы счастья» в Оксфорде.
Её произведения нашли место в частных
коллекциях Германии, Франции, Греции,
США, Израиля. И в Крыму, конечно же.
—
Я так понимаю, ты намекаешь на то, что
было бы неплохо съездить туда, коль уж
Керченский мост построили. И даже прямое
железнодорожное сообщение с полуостровом
налажено. — Наконец-таки, я смог вставить
свои «пять копеек»******.
—
Заметь, не я это сказала, — процитировала
супруга, ставшую крылатой фразу. — Как
только потеплеет, собираемся и едем.
Возражения и колебания — отметаю без
объяснения причин.
***
Молча
сидевший Тимоха вскочил:
—
А с домом-то что приключилось? Почему
мемориальная доска появилась не в те
годы, когда там жил художник?
—
Через некоторое время знаменитому
портретисту присвоили звания академика.
Гений отказался от официальных постов
и поселился в квартире с мастерской на
углу улиц Ленивки и Волхонки. В этот дом
зимой 1826 года приходил позировать
Александр Сергеевич Пушкин.
—
Но табличка? — не унимался внук.
Я
вернул планшет:
—
Гугл в помощь. Поищи ответ сам.
—
Ну. Не хочу. Лучше ты.
—
Нет, дорогой. Учись самостоятельно
отыскивать информацию.
—
Ты же знаешь ответ и не…
—
Потому что, как утверждает герой одной
популярной телепередачи, это уже совсем
другая история.
Примечания:
* Морфей— бог добрых (пророческих, или
лживых) сновидений в греческой мифологии.
Его отцом является Гипнос — бог сна и
сновидений. По одной из версий, его
матерью была Аглая, дочь Зевса и Эвриномы
(Википедия)
** Английский клуб. — Славился своей
кухней, основным развлечением были
картёжные игры. Согласно правил клуба
— карточный долг должен был быть погашен
в кратчайший срок, вне зависимости от
титула должника и занимаемого им
положения в обществе.
*** Ревизские сказки — документы, отражающие
результаты проведения подушных переписей
(ревизий) податного населения Российской
империи в XVIII — 1-й половине XIX веков,
проводившихся с целью налогообложения.
**** Рекрут — Рекрут (от фр. récruter — набирать
войско) — лицо, принятое на военную
службу по рекрутской (воинской) повинности
(Википедия)
***** Императорская Академия художеств —
высшее учебное заведение в области
изобразительных искусств в Российской
империи, существовавшее в период с 1757
до его упразднения в 1918 году правительством
Российской советской Республики
(Википедия)
****** Вставить свои пять копеек — это выражение
жаргонное, но именно оно объясняет
смысл выражения — Внести скромный вклад
в общее дело. (Википедия)