Рождественский пост
Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа.
Начинается Рождественский пост. Намерение освящает дело.
Что пользы в перемене стола с мясного на постный, или в прочих вещах, если Христос – не в центре намерений?
Апостол Павел апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31).
Пища нас не приближает к Богу и не отдаляет, но намерение приближает, и дело внешнее получает силу внутреннюю от того, Кому дело посвящено.
Итак, намереваясь поститься, посвятим посильное воздержание Тому, Кто родился от Девы в пещере близ Вифлеема.
При таком посвящении самое скромное воздержание не останется без плода, а при ложных целях и великое постничество будет либо вредным, либо бесполезным.
Говорят, когда в Риме строили собор святого Петра, задали один и тот же вопрос двум разным людям, носившим камни на строительство.
«Чем вы занимаетесь?», – спросили их.
«Я, – говорит один, – нанялся камни носить, чтобы семью кормить».
«А я, – сказал другой, – строю храм в честь апостола Петра».
Очевидно, что при одинаковости мускульных усилий и равности оплаты, делали они совсем разную работу.
И если какой храм стоит столетиями, то благодаря работникам второго рода, а никак не первого.
Пост, как и всякий подвиг, мы совершаем для себя, а не для Бога – в том смысле, что Бог не пользуется этим никоим образом, а человек – вот кто исцеляется, потому что болен не Бог, а немощный человек.
Немощный человек – вот кто нуждается в исцелении, поскольку он изранен своими страстями и грехами.
Отцы церкви говорят, что первая заповедь, которую Бог дал человеку, – это заповедь о посте.
Когда Бог сказал Адаму и Еве, что они могут есть от всех деревьев в раю, но от древа познания добра и зла им есть нельзя, – это не что иное, как заповедь о посте.
Иными словами, Бог не разрешил человеку есть от одного конкретного дерева, он должен был воздерживаться от него, чтобы соблюсти заповедь Божию.
Суть нарушения заповеди, по меньшей мере в его практической форме, заключается в нарушении поста, который Бог наложил на человека.
Поэтому в своей практической форме пост есть Божия заповедь, причем первая Божия заповедь.
Ее нарушение привело к изгнанию человека из рая, а Христос как Новый Адам начал Свое учение, проповедь и общественную деятельность с поста – так Он подал нам пример.
Отношение к посту часто представляется пропитанным схоластикой и некоторые люди даже свели его к химическому анализу постных продуктов: есть ли там растительное масло или нет, есть ли уксус и куча всего еще, что значит одно, что значит другое, – они читают все эти надписи… на обороте, на упаковке, смотрят на состав продукта и в итоге приходят к полному замешательству.
В истории Церкви было много мучеников, которые умерли мученически, потому что отказались нарушить пост, а ведь их заставляли не отречься от Бога, а только отказаться от поста, нарушить пост.
Были также случаи, когда Бог чудесным образом спасал целые Церкви, города и т. д., когда правившие тогда язычники всяческими способами хотели осквернить народ Божий, который постился.
Так, в первую субботу Великого поста мы празднуем чудо святого Феодора Тирона, который чудесным образом вмешался и уберег Божий народ, христиан, от осквернения пищей, которое хотел совершить император, чтобы нанести таким образом удар по их совести и благому обычаю.
Следовательно, первое – это то, что мы приобретаем церковное сознание, что мы члены Церкви и как таковые делаем то, что делает всё тело.
Все православные христиане по всей земле в этот день постятся, а значит, постимся и мы, значит, мы члены этого тела.
Мы не можем отделяться, не можем делать что-нибудь сами, не может народ Божий идти по одному пути, а мы следовали бы по другому.
Церковь – это не что-то неопределенное, не что-то абстрактное, а тело, состоящее из людей: ты или принадлежишь к Церкви, или находишься вне ее.
Мы составляем Церковь, когда мы в храме, мы составляем Церковь, когда нас двое ли трое собраны во имя Господа Иисуса Христа, и мы составляем Церковь, когда находимся в единстве с остальной Церковью.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост строги.
Во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр.
Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение).
В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.
Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг.
Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом.
В православных календарях растительное масло обычно называется елеем.
На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства.
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.
Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.
Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Человек обязан приносить жертвы.
Приносимых лепт должно быть именно две, как и тех динариев, которые дал Добрый Самарянин содержателю гостиницы (См. Лук. 10:35) было два.
В притче два динария – это Ветхий и Новый Завет, черпая из которых можно продолжать лечить избитого человека (Адама) в гостинице (Церкви), пока не вернется Господь.
А две лепты в жертве вдовицы это знак нашей двойственности.
И от души и от тела нужно принести по лепте в жертву, и от внутреннего сокровенного человека, и от внешнего.
От тела – воздержание в пище.
От души – голодание глаз, неподвижность языка, затворенный слух.
Вторая лепта даже важнее первой. Времена-то информационные.
И кто не есть колбасу, но подставляет голову под любой телевизионный или компьютерный ветер, тот сомнительно постится.
Тому «надует голову» означенными ветрами вплоть до духовного менингита и последующей госпитализации.
Но нам нужна свобода, в первую очередь – внутренняя, нужна легкость помыслов и чистота намерений.
Окна душевного дома нужно закрывать так, чтобы не был слышен крик и шум Вавилонских улиц.
Как приучить себя к посту
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи.
Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.
Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности.
Необходимо входить в поствование постепенно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.
Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго.
Вскоре они или расстраивают свое здоровье или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его.
Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу.
Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу.
Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством.
Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.